- www.milhistinfo.ru - http://www.milhistinfo.ru -

Черняков А. Суворов и Фридрих II.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

СУВОРОВ И ФРИДРИХ II. ДВА ВОЕННЫХ ГЕНИЯ XVIII ВЕКА.

15.03.2012г. в Мемориальном музее А.В. Суворова открылась выставка «Суворов и Фридрих II. Два военных гения XVIII века».

Одна из основных идей выставки, показать не противопоставление военных школ «косной» Прусской и «передовой» Российской, а взаимовлияние двух школ имевших общие корни, схожие подходы в обучении солдат, использование одних тактических приемов.

Выставка открывается макетом, иллюстрирующим эпизод сражения при Кунерсдорфе. В этом сражении, 1 августа 1759 года, единственный раз встретились на поле боя А.В. Суворов и Фридрих II.

Суворов младший современник Великого короля, не только использовал в своем военном образовании опыт Фридриха II и других великих полководцев древности, но и всячески рекомендовал изучать этот опыт другим «читай прилежно Евгения, Тюренна, записки Цезаря, Фридриха II, «Мечтания» графа Сакса», портреты этих героев можно увидеть на выставке.

На выставке выставлены портреты прославившихся в годы Семилетней войны генералов. Не обойдены вниманием талантливые полководцы Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц и Ганс Иохим фон Цитен – блестяще обучившие тяжелую и легкую кавалерию Пруссии. Наследие этих великих полководцев в 1806 году высоко оценивал Наполеон, который особенно акцентировал внимание своих солдат – «бойтесь традиций прусской кавалерии». А так же их победителей в сражении при Кунерсдорфе Петра Семеновича Салтыкова и австрийского генерала Гедеон Эрнст фон Лаудона. Последний был одним из родоначальников практики использования «малой войны», командовал австрийским корпусом в сражении при Кунерсдорфе. Его опыт также перенимал Суворов. Оба генерала заложили основы «малой войны» так широко известной нам по действиям русских партизанских отрядов под командованием Дениса Васильевича Давыдова. Осматривая выставку далее, можно увидеть подлинный артефакт, связанный с Семилетней войной, – чарка сделанная из серебряного рубля, найденного на поле сражения при Цорндорфе.

Следующее, на что стоит обратить своё внимание – копия перевода прусского пехотного устава Фридриха II, подаренная Суворовым поручику Суздальского полка Кошелеву. Уникальность трофея заключается в том, что согласно этому же уставу, прусские офицеры перед каждым сражением должны были запирать его в железный ящик с тем, чтобы враги не проникли в секреты этого документа. Но эта копия свидетельствует о том, что русские офицеры не только знали об этом документе, но и старались распространить знания о нем среди своих коллег. Что касается секретности прусской армии, то она иногда доходила до смешного, вплоть до того, что Фридрих Второй в 70-ых гг.XVIII века запретил австрийцам присутствовать на маневрах прусской армии.

На выставке демонстрируются и уникальные предметы прусского и русского обмундирования 2-й половины XVIII века: солдатские и офицерские мундиры, гренадерские шапки. Эти предметы были специально извлечены из фондов Музея для этой выставки. Представленные образцы обмундирования русской и прусской армий, которые позволяют воочию сравнить военную моду обеих армий и сделать вывод о схожести и различии Прусских и Русских образцов мундирного платья.

Отдельный раздел выставки посвящен различным подходам в обучении солдат во второй половине XVIII века. Основной целью военного обучения было доведение солдата до полного подчинения командованию, не случайно Фридрих II говорил: «Солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля». Яркое подтверждение этим словам мы находим  на врезке к гравюре А. Менцеля «Профос», где показано типичное наказание – прогон сквозь строй. Тут уже стоит отметить, что автоматизм у пруссаков достигался за счет круглогодичной подготовки армии – в расположении войск строились крытые манежи для учений, что было очень удобно. В России казармы, начали появляться всего лишь после 1802 года. Суворов учил своих солдат в более жёстких условиях – прямо на природе, чем, однако, закалялась выдержка бойцов. Уже после Семилетней войны, в России вышла «Инструкция полковничья пехотного полку», которую А.В. Суворов дополнил положениями из прусского пехотного устава. И это подчеркивает, то обстоятельство, что Суворов обращался к опыту Фридриха II и обращался умело.

Макет «Сражение на реке Треббии 1799 год» показывает, что Суворов использовал опыт Старого Фрица, как за глаза называли Фридриха II, не только в начале своей полководческой карьеры. На макете представлены боевые порядки союзников во 2-й день сражения, 7 июня 1799 г. Суворов использовал классическую «косая» атаку прусских войск: линейное построение плюс усиленное правое крыло. Становится понятен талант русского полководца, ведь он грамотно использовал опыт изучения военных действий классических сражений и применял его в своих манёврах.

Часть выставки посвящена влиянию Фридриха II, на других представителей русской элиты. Создатели выставки не могли обойти вниманием двух российских императоров –  Петра III и Павла I, отца и сына. Отец, поклонник Фридриха, состоял с ним в переписке, что современники поставили ему в вину, заключил не выгодный для России мир с Пруссией, фактически спасший ее от разгрома.  Сын, ждавший трона, долгий 21 год имел время изучить различные европейские модели управления и прусская модель показалась ему самой близкой и логичной. Политика, которую вёл сын Петра III, была хорошо продумана, но вводил свои законы он слишком резко и быстро, что и вызвало быстрое смещение его с трона. Обвиняли Павла и за новый внешний вид армии, удивительно похожий на прусский образец, так ли это посетители сами смогут ответить на этот вопрос сравнив прусские и русские мундиры.

Часть экспозиции посвящена эволюции  военного мундира. В шкафах представлены  образцы формы: Петра III, Фридриха II и Павла I. Между тремя этими экспонатами едва ли можно найти больше десяти отличий, хотя по покрою эти экспонаты довольно сильно отличаются. Сходство силуэта Павла I и Фридриха II, привело к тому что по легенде во время Великой Отечественной Войны немецкие оккупанты не тронули памятник императору в Гатчине, потому что подумали, что это Фридрих II. Настолько два этих памятника были похожи. С 1764 по 1796 год разница в покрое и внешнем виде мундиров была совсем не велика, а ведь изменения в одежде проводились с учётом итогов Семилетней войны, за исключением краткого времени т.н. «Потемкинской» формы 1786-1796 гг.

Подводя итоги небольшой экскурсии во времена Фридриха Второго можно сказать, что за человеком тянется его слава. Например, в 1806 году у гроба Старого Фрица присутствовал  Наполеон Бонапарт и говорил, что вещи Фридриха стоят дороже нескольких взятых городов.

На выставке представлены портреты поклонников талантов прусского короля генерал-фельдмаршалов Н.В. Репнина и М.Ф. Каменского, а так же А.А. Аракчеева, которого современники обвиняли в «опрусачивании» русской армии, который был известен как нерассуждающий исполнитель воли государей.

 Если прусский военный ренессанс начался после разгрома французов в коалиционных войнах 1813-1815 гг. То «Суворовский ренессанс» в русской армии, конца 19-го века связан с именем М.И. Драгомирова который пытался восстановить «Суворовский дух» в армии. К сожалению, очень часто, вопреки здравому смыслу. Активно внедрявшиеся им штыковые атаки и принцип «пуля дура – штык молодец», не защищенные щитами артиллерийские расчеты, щиты-де мешали наблюдать генералу за действием расчетов во время маневров. Все это в годы господства скорострельной артиллерии и пулеметов привело к неоправданно высоким потерям в годы русско-японской войны 1904-1905 гг.

В заключение добавляем, что Фридрих Второй и Александр Васильевич Суворов – жили в одну эпоху, изучали одну военную литературу и участвовали в одних войнах. Суворов не стеснялся  использовать опыт Фридриха, и поэтому сегодня, в юбилейный год Старого Фрица можно говорить о нём, как о выдающемся полководце и о его наследии для России XVIII и даже XIX вв.

Адрес музея: г.Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 43
 Станция метро — «Чернышевская» 

Выставка продлится до 17.06.2012

Открыта по рабочим дням Музея, с 10-17 часов.